атман

  • 81БРАХМАН — 1) В древнеиндийской религиозной и философской литературе – духовный Абсолют, безличное духовное начало мира, из которого происходит все остальное. Конкретный проявленный мир возникает из Брахмана и растворяется в нем. Он объективен, но лишен… …

    Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

  • 82АДВАЙТА-ВЕДАНТА — [санскр. веданта недвойственности], первая религиозно философская школа, сложившаяся в рамках веданты. Вместе с тем А. в. обычно считается вершиной инд. религ. традиции, своего рода квинтэссенцией инд. мудрости; только здесь центральный тезис… …

    Православная энциклопедия

  • 83АНАТМАВАДА — [пали , санскр. доктрина лишенности Атмана], доктрина отсутствия «самости», личностного «я» одно из 3 основоположений буддийской философии и религии наряду с признанием универсально онтологического статуса за страданием (духкха) и кинетичностью,… …

    Православная энциклопедия

  • 84БУДДИЗМ — вероучение, возникшее в Др. Индии ок. сер. I тыс. до Р. Х. и в ходе последующего распространения и институционального оформления за пределами Южноазиатского региона ставшее одной из мировых религий. Латинизированный термин «Б.» не является… …

    Православная энциклопедия

  • 85ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ — термин, обозначающий причастность к вечному Божественному бытию; бесконечное существование, жизнь как не имеющая конца длительность; понятие, выражающее религ. и религиозно философские представления о высшей цели бытия человека, о его конечных… …

    Православная энциклопедия

  • 86ДЖИВА — [санскр. жизнь, живое существо, душа], одно из основных обозначений духовного начала в инд. религиях и философиях, имеющее нек рое сходство с европ. понятием «душа»; тесно связано с инд. понятием Атман. В литературе Вед Д. обозначает «жизнь»; в… …

    Православная энциклопедия

  • 87«НЬЯЯ-СУТРЫ» — (санскр. Nyāya sūtrāṇi) – базовый текст философской системы ньяя, приписываемый мыслителю Готаме (Акшапада). В целом кодификация текста «Ньяя сутр» была завершена, вероятно, к 3–4 вв., хотя «спорные» сутры обсуждались найяиками и значительно… …

    Философская энциклопедия

  • 88УПАНИШАДЫ —         произведения, составляющие завершающий цикл канонич. свода Вед, сложившийся в осн. в VII VI вв. до н. э.; объединяется с араньяками названием Веданта. Слово упанишад означает сокровенное учение (букв, подсаживание (ученика к учителю)),… …

    Словарь индуизма

  • 89АВИДЬЯ — (санскр. avidya неведение) в инд. мировоззренческих текстах незнание, означающее отсутствие не информированности, но знания экзистенциальной значимости, т.е. знания индивидом своей истинной, аутентичной природы. А., однако, не есть просто… …

    Философская энциклопедия

  • 90БРАХМАН — (санскр. brahman, первоначально «молитва», «молитвенная формула») одно из системообразующих понятий инд. мысли, означающее абсолютное первоначало бытия и глубинное содержание всех мировых феноменов. Это понятие оказалось инструментом… …

    Философская энциклопедия

  • 91МОКША — (санскр. moksa освобождение, избавление) основное понятие инд. «практической философии», высшая из целей человеческого существования, означающая избавление индивида от всех страданий, будущих перевоплощений (сансара) и механизмов действия «закона …

    Философская энциклопедия

  • 92ИНДУИЗМ — возникшая только в течение последнего тысячелетия, широко распространенная в настоящее время религиозно социальная система хинду в Западной Индии; совокупность всех ритуалов, религиозной практики и религиозных взглядов, традиций и мифологии,… …

    Философская энциклопедия

  • 93ЙОГА —         (санскр., букв. соединение, участие, порядок, а также глубокое размышление, созерцание), одно из шести осн. ортодоксальных, (брахманских) направлений в инд. мысли, выработавшее целый комплекс приёмов для достижения особого духовного… …

    Философская энциклопедия

  • 94ВАЙШЕШИКА —         (санскр., от вишеша различие, особенность), др. инд. филос. школа, признающая авторитет Вед, но опирающаяся в своей теории на независимые основания. Близка к нъяе, с которой образовала позднее единую школу; по происхождению отражает,… …

    Философская энциклопедия

  • 95ДЖИВА —         (санскр., букв. живущий, живой), живое существо, душа; понятие инд. философии, прежде всего джайнизма, где Д. одна из осн. сущностей или субстанций. Д. присущи сознание, вечность (несотворён ность и неразрушимость), способность к… …

    Философская энциклопедия

  • 96ДХВАНИ —         (санскр., букв. звук, отзвук), одно из центр. понятий др. инд. поэтики и эстетики. Учение о Д. получило завершение в соч. Анандавардханы «Дхваньялока» («Свет Д.»), созданном в кон. 9 в. в Кашмире. Тема Д. анализировалась и позднее, напр.… …

    Философская энциклопедия

  • 97НЬЯЯ —         (санскр., букв. правило, рассуждения, вхождение в предмет, аналитич. исследование, логика), одна из ортодоксальных систем др. инд. философии (см. Астика); не отвергает авторитет Вед, но своё учение строит на независимых основаниях. Во мн …

    Философская энциклопедия

  • 98буддизм — а; м. Одна из мировых религий, основанная на учении о четырёх благородных истинах : страдание, его причина, освобождение от него (нирвана) и путь к такому освобождению. ● Буддизм возник в конце 6 в. до н.э. в Индии и назван по имени его… …

    Энциклопедический словарь

  • 99АНАТМАН — (санскр. отсутствие самости и вечной души, пали анатта; букв. не Атман), центральное понятие буддизма (см. БУДДИЗМ), создающее особую ориентацию для человеческой мысли, не свойственную другим культурам. Анатман означает отсутствие любых нетленных …

    Энциклопедический словарь

  • 100Душа — У этого термина существуют и другие значения, см. Душа (значения). Душа (от др. рус …

    Википедия