атман

  • 161НАЧИКЕТАС — (др. инд. ná ciketas, букв. «незнающий» и, как предполагается, поэтому ищущий знания, пути к нему), древнеиндийский мифологический персонаж, известный из поздне ведийской литературы. История Н. с некоторыми вариациями рассказана в «Тайттирия… …

    Энциклопедия мифологии

  • 162арьядева — (3 в.) крупнейший представитель школы мадхьямика в Индии после Нагарджуны, уроженец Шри Ланки. Ученик Нагарджуны, вместе с к рым путешествовал, долго был пандитом в Наланде. А. приписывают 23 работы, из к рых. несомненно, ему принадлежат 5. Наиб …

    Буддизм

  • 163Индийская литература — I. ДРЕВНЕИНДИЙСКАЯ ЛИТ РА. ОПРЕДЕЛЕНИЕ. Древнеиндийская литература, точнее, литература на древнеиндийских и среднеиндийских яз. (см. Индийские языки), охватывает лит ую продукцию огромного периода, начиная от второго (а по мнению некоторых ученых …

    Литературная энциклопедия

  • 164ВЕДАНТА-СУТРА — (санскр. Vedantasutram) основоположный текст школ веданты, приписываемый Бадараяне, который, скорее всего, был лишь одним из авторитетов общей традиции миманса веданты. Др. названия «Брахма сутра», «Шариракамиманса сутра». Кодификация «В.» решала …

    Философская энциклопедия

  • 165ГУНЫ — (санскр. guna «нити», «пряди», «свойства») одно из основополагающих понятий философии санкхьи, практически непереводимое на европейские языки. Три Г. саттва, раджас и тамас это ноуменальные, «атомарные» (несводимые к др.) состояния сущего,… …

    Философская энциклопедия

  • 166КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ — сложившийся в глубокой древности слой мировой культуры. Возникнув в I тыс. до н.э., К.ф. стала неотъемлемой частью духовных цивилизаций не только Китая, но и большинства стран Востока и Юго Восточной Азии. Кит. традиция выделяет шесть основных… …

    Философская энциклопедия

  • 167МАЙЯ — (санскр. maya колдовство, мистификация, иллюзорность) одно из универсальных понятий инд. религиозной и филос. мысли, означающее как силу, так и результаты космической иллюзорной креативности, которой на уровне субъективной рецепции соответствует… …

    Философская энциклопедия

  • 168НАГАРДЖУНА — (санскр. Nagarjuna) основатель филос. школы мадхьямика и в определенном смысле ведущая фигура в махаянском буддизме в целом. Деятельность Н. приходится на 2 3 вв. Согласно знаменитому жизнеописанию мадхьямика Кумарадживы (4 5 вв.) Н. род. в… …

    Философская энциклопедия

  • 169ЧЕЛОВЕК — главная тема философии, центральная проблема всех филос. школ и направлений, неисчерпаемая в силу своей бесконечной сложности, дающая пищу для самых разнообразных интерпретаций и толкований. Ч., по мнению Б. Паскаля, это химера, невидаль,… …

    Философская энциклопедия

  • 170ШУНЬЯТА — (санскр. sunyata пустотность) важнейшее понятие махаянского буддизма, развиваемое в праджняпарамитских текстах и школе мадхьямики Нагарджуны и означающее здесь «бессущностность» не только Я, но и дхарм как взаимосвязанных и взаимообусловленных.… …

    Философская энциклопедия

  • 171TAT TV AM ASI — (от санскр. – это [ta] есть [asi] ты [tvam]) слова, сказанные Удалакой Ару ни (Чхандогья упанишада, 6, 12) своему сыну о том, что незримая субстанция, находящаяся в зернышках плодов фигового дерева, является тем творческим первоначалом, из… …

    Философская энциклопедия

  • 172БРАХМА — (санскр. – священная сила) – первоначально заклинание, затем сила, которая придает действенность обрядам, совершаемым во время жертвоприношении, и, наконец, существующий творческий и утверждающий принцип, который все созидает, поддерживает,… …

    Философская энциклопедия

  • 173БУДДИЗМ —         религ. филос. учение, возникшее в древней Индии в 6 5 вв. до н. э. и превратившееся в ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых религий. Основатель Б. инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший… …

    Философская энциклопедия

  • 174ЛОКАЯТА —         [от санскр. лока (этот) мир, идущее из этого мира], учение др. инд. философии, тяготеющее к материализму. Возникло приблизительно в сер. 1 го тыс. до н. э., хотя предпосылки его существовали раньше. Основателем считается полулегендарный… …

    Философская энциклопедия

  • 175ПУРУША —         (санскр., букв. человек, мужчина), понятие др. инд. мысли, обозначающее первочеловека, вселенскую душу, жизненный принцип, «Я», сознание. Уже в «Ригведе» (X 90) первочеловек П., из частей тела которого образуется Вселенная,… …

    Философская энциклопедия

  • 176АБСОЛЮТ —         (от лат. absolutus безусловный, неограниченный), понятие идеалистич. философии, обозначающее духовное первоначало всего сущего, которое мыслится как нечто единое, всеобщее, безначальное и бесконечное и противопоставляется всякому… …

    Философская энциклопедия

  • 177БУДДХИ —         (санскр., от будх бодрствовать, пробуждать, замечать, воспринимать, понимать, познавать), в инд. философии общее обозначение познават. способностей; интеллект, ум, способность различения, восприятие, суждение; тонкая субстанция всех умств …

    Философская энциклопедия

  • 178ВАЙБХАШИКА —         (санскр.), вначале носившая назв. сарвастивада, позднее иногда называвшаяся муласар вастивада, одна из крупных школ хинаяны. Близка к тхераваде (учению старейших). По решению собора в нач. н. э. в Кашмире (т. н. 4 го буддийского собора)… …

    Философская энциклопедия

  • 179ВИШИШТА-АДВАЙТА —         др. инд. религ. филос. направление, разновидность веданты. Связана прежде всего с деятельностью Рамануджи (11 12 вв.). Вместе с адвайтой ведантой Шанкары принадлежит к недуа листич. системам, признающим тождество «Я» и бога (брахмана) и в …

    Философская энциклопедия

  • 180МИМАНСА —         (санскр., букв. размышление, исследование, т. е. решение проблемы через критич. исследование оснований), одна из шести осн. ортодоксальных школ др. инд. философии, опирающаяся на авторитет Вед. Внутри М. обычно различают пурва М., теснее… …

    Философская энциклопедия