дискурсивный

  • 101ИНТУИЦИЯ — непосредственное знание. Обычно различают «эмпирическую» интуицию, соотносимую с тем или иным объектом мира, и «рациональную» интуицию, обозначающую непосредственное восприятие отношений между двумя идеями (например, рациональная интуиция, с… …

    Философский словарь

  • 102НЕОРАЦИОНАЛИЗМ — направление в европейской (преимущественно франкоязычной) философии, окончательно оформившееся в 1940 1970 на основе разработки ценностей нового научного духа ( нового научного разума ) как адекватно выражающих достижения математического и… …

    История Философии: Энциклопедия

  • 103ВСЕЕДИНСТВО — философская концепция, заключающаяся в представлении мира, человека, а также сферы сверхбытия в виде единого, органического целого. При этом полагается постоянное присутствие абсолютного, сверхбытия или сверхсущего в структуре сущего, .равно как… …

    Современный философский словарь

  • 104ДИСКУРС — понятие, выдвинутое структуралистами для анализа социальной обусловленности речевых высказываний. Понятие Д. особенно популярно в поструктурализме и деконструкции. Как правило, применяется в философии, социологии, когнитивных анализах, семиотике …

    Современный философский словарь

  • 105тактическая правда — Доля правды, допускаемая при соблюдении секретности и безопасности, в сочетании с обманом и психологическими операциями обыкновенный прием Управления Восприятием и военного Информационного Миротворчества. К расхожему выражению «Первой жертвой… …

    Словарь технической реальности: Культурная интеллигенция социальный контроль

  • 106Discursif —    см. Дискурсивный …

    Философский словарь Спонвиля

  • 107БОГОПОЗНАНИЕ — постижение Бога в соответствии с заповедью, выраженной в словах Спасителя: «...да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17. 3). В Ветхом Завете оно определяется посредством глагола , (знать). В древнеевр. языке …

    Православная энциклопедия

  • 108ВЕРООПРЕДЕЛЕНИЕ — [греч. ὅρος, лат. terminus], краткая формулировка, определяющая истину веры; в узком смысле догматическое положение, сформулированное на Вселенском Соборе. Понятие «В.», или «орос», уясняется на основе значения греч. термина ὅρος букв. предел,… …

    Православная энциклопедия

  • 109ВЕЩЬ В СЕБЕ — [нем. Ding an sich], философский термин, обозначающий бытие вещей самих по себе безотносительно к их познанию (к тому как они «являются» или познаются). В. в с. центральное понятие философии И. Канта, в своем основании восходящее к принятому уже… …

    Православная энциклопедия

  • 110ИНДИВИД — [от лат. individuum неделимое], понятие, обозначающее представителя к. л. группы, к рый обладает отдельным самостоятельным существованием и характерными особенностями, благодаря наличию к рых он не может быть отождествлен с др. представителями… …

    Православная энциклопедия

  • 111ЗНАНИЕ В АРАБО-МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. — ЗНАНИЕ В АРАБО МУСУЛЬМАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ. Благодаря слитости процессуального и субстанциального аспектов в категории масдара (отглагольного существительного) арабское языковое мышление имеет тенденцию рассматривать процесс и результат как нечто… …

    Философская энциклопедия

  • 112СЕНТИМЕНТАЛИЗМ ЭТИЧЕСКИЙ – — традиция в новоевропейской этике, представители которой полностью или частично основывали мораль на моральном чувстве (или чувствах, эмоциях). Считается, что термин «моральное чувство» («moral sense») ввел в философско этическое рассуждение в… …

    Философская энциклопедия

  • 113«СЛОВА И ВЕЩИ» — (Les mots et les choses. Une archéologie des sciences humaines. P., 1966; рус. пер.: «Слова и вещи. Археология гуманитарных наук». М., 1977; 2 е изд. – 1996) – самая известная работа М.Фуко (1966). Вышла в свет одновременно с «Ecrits» Лакана,… …

    Философская энциклопедия