переменность
121Отклонение — (нем. Ausweichung) принято определять как кратковременный уход в др. тональность, не закреплённый каденцией (микромодуляция). Однако при этом ставятся в один ряд явления разл. порядка тяготение к общему тональному центру и гораздо более… …
122Полиладовость — (от греч. polus многий и лад) сложный лад, объединяющий элементы разл. ладов при одной тонике. Одноврем. звучание элементов разных ладов создаёт специфический для П. многокрасочный эффект. С. С. Прокофьев. Обручение в монастыре ,… …
123Полиметрия — (от греч. polus многий и metron мера) соединение двух или трёх метров в одновременности, одна из распространённых форм организации полиритмии. Для П. характерно несовпадение метрич. акцентов в разл. голосах. П. могут образовывать… …
124Ритм — (греч. rytmos, от reo теку) воспринимаемая форма протекания во времени каких либо процессов. Многообразие проявлений Р. в разл. видах и стилях иск в (не только временных, но и пространственных), а также за пределами художеств. сферы (Р.… …
125Турецкая музыка — Турецкая муз. культура имеет многовековую историю. На протяжении неск. столетий параллельно развивались муз. фольклор (т. е. собственно нар. творчество) и нар. проф. музыка устной традиции (т. н. традиционная, или классическая),… …
126Узбекская музыка — Узб. муз. культура зародилась в глубокой древности. Об этом свидетельствуют памятники материальной культуры, обнаруженные на территории Узбекистана. У. м. тесно связана с муз. культурой всей Ср. Азии, но в то же время она глубоко… …
127Урмули — старинная груз. аробная песня. Исполняется возницей, едущим на арбе. Для У. типичны лирич. характер, чередование речитатива с широко развитой и богато орнаментированной мелодией. Начинается в высоком регистре, затем нисходящее мелодич.… …
128Усуль — (араб., букв. осн. положения, законы) в вост. проф. музыке устной традиции ритмич. формула в рамках того или иного метра, повторяющаяся на протяжении всего произв. песни, плясовой мелодии, программной инстр. пьесы, части цикла.… …