ясность

  • 141БАРБЮС — (Barbusse), Анри (17.V.1873 30.VIII.1935) франц. писатель и обществ. деятель. Родился в г. Аньере в семье литератора. Еще до 1 й мировой войны был известен как журналист, поэт и прозаик (романы Просящие ( Les suppliants , 1903); Ад ( L enfer ,… …

    Советская историческая энциклопедия

  • 142ГУНА —         (букв, нить; вариант, нечто вторичное; слой и др.) свойство, качество. В вайшешике Г. один из семи признаваемых в ней предметов слов , качество. Насчитывается 24 Г., каждая из к рых присуща не менее чем одной субстанции, напр., Г. вкус… …

    Словарь индуизма

  • 143ВОЛЫНСКИЙ —         (Флексер) Аким Львович (1863 1926) лит. и театр, критик, искусствовед, культуролог. Окончил юрид. ф т С. Петербург, ун та (1886). С 1891 заведовал критич. отделом и был фактич. редактором Петербург. журн. “Северный вестник”, ставшего в… …

    Энциклопедия культурологии

  • 144ГАНСЛИК —         (Hanslick) Эдуард (1825 1904) австр. эстетик и муз. критик. Учился в ун тах Праги и Вены; с 1856 преподавал историю музыки в Венском ун те. Значение Г. в эстетике определяется его трактатом “О музыкально прекрасном” (1854); тезис, данный… …

    Энциклопедия культурологии

  • 145ИВАСК —         Юрий Павлович (1910 1986) поэт, критик, историк лит ры, философ эссеист. Окончил рус. гимназию в Таллинне, в 1932 юрид. ф т Тартуского ун та. С 1929 начал публиковать стихи и литературно критич. статьи (иногда под псевдонимами Б.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 146ИСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ МЫСЛИ —         возникновение и генезис саморефлексий культуры. Генезис истории мировой культурологич. мысли восходит к тому условному моменту, когда культура начинает рефлектировать свое движение, отмечая в себе содержат. изменения, смысловые сдвиги,… …

    Энциклопедия культурологии

  • 147МЕТАФОРА СНОВИДЕНИЯ —         представление о сновидении как особом способе косвенного и образного выражения смыслов “невидимого мира” внутр. жизни нашего сознания и психики. Сновидение метафорично по природе и одновременно само служит метафорой для понимания опр.… …

    Энциклопедия культурологии

  • 148ЭНТЕЛЕХИЯ —         (от греч. направление, “цель” и “имею”, обретаю, т.е. букв. “обретение (себя) через самовоплощение внутри заложенной цели”); законченная (полная) действительность; осуществленность бытия. Одно из самых глубоких филос. прозрений в единую… …

    Энциклопедия культурологии

  • 149РУССКИЙ ПУТЬ — промыслительные ориентиры духовной, государственной и общественной жизни русского народа, определившие его историческую судьбу. Само существование русского народа связано с зарождением в нем духовной жизни, с усвоением основ христианского… …

    Русская история

  • 150поясность — поясность, поясности, поясности, поясностей, поясности, поясностям, поясность, поясности, поясностью, поясностями, поясности, поясностях (Источник: «Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку») …

    Формы слов

  • 151Антитеза — (греч. αντιθεσις противоположение) один из приемов стилистики (см. Фигуры), заключающийся в сопоставлении конкретных представлений и понятий, связанных между собой общей конструкцией или внутренним смыслом. Напр.: «Кто был ничем, тот станет всем» …

    Литературная энциклопедия

  • 152Свифт — (точнее Суифт) Джонатан (Jonathan Swift, 1667 1745) знаменитый английский писатель. Происходил из провинциальной дворянской семьи, разоренной во время революции. Учился в Дублинском университете, готовясь к духовному званию. Когда после «славной… …

    Литературная энциклопедия

  • 153Стиль — 1. Понятие стиля. С. исторически обусловленное эстетическое единство содержания и многообразных сторон художественной формы, раскрывающее содержание произведения. С. возникает как результат «художественного освоения» определенных сторон социально …

    Литературная энциклопедия

  • 154Уайльд — Оскар (Oscar Fingall o’Flaherty Wilde, 1856 1900) известный английский писатель, происходил из ирландской дворянской семьи; отец выдающийся врач и ученый. У. окончил Оксфордский ун т. С юных лет У. становится великосветским денди, законодателем… …

    Литературная энциклопедия

  • 155Форма и содержание — I. Исторический очерк. Проблема Ф. и С. принадлежит к числу ведущих вопросов в истории эстетических учений, борьбы материализма и идеалилизма, борьбы реалистического и идеалистического направлений в искусстве. Проблема Ф. и С. органически связана …

    Литературная энциклопедия

  • 156Возрождение —         Ренессанс (франц. Renaissance, итал. Rinascimento), эпоха в культурном и идейном развитии ряда стран Западной и Центральной Европы, а также некоторых стран Восточной Европы. Основные отличительные черты антифеодальной в своей основе… …

    Художественная энциклопедия

  • 157Джорджоне —         (Giorgione; собственно Джорджо Барбарелли да Кастельфранко, Barbarelli da Castelfranco) (1476/1477 1510), итальянский живописец. Один из основоположников Высокого Возрождения. Представитель венецианской школы. Учился, вероятно, у Джованни …

    Художественная энциклопедия

  • 158Италия —         (Italia), Итальянская Республика, государство на юге Европы, на Апеннинском полуострове, а также на части материка к югу от Альп, островах Сицилия, Сардиния и др. Древнейшие художественные памятники на территории Италии относятся к эпохам …

    Художественная энциклопедия

  • 159Классицизм —         художественный стиль в европейском искусстве XVII начала XIX вв., одной из важнейших черт которого было обращение к формам античного искусства как к идеальному эстетическому эталону. Продолжая традиции Возрождения (преклонение перед… …

    Художественная энциклопедия

  • 160Скульптура —         (лат. sculptura, от sculpo высекаю, вырезаю), ваяние, пластика (греч. plastika, от plasso леплю), вид изобразительного искусства, основан на принципе объёмного, физически трехмерного изображения. Как правило, объект изображения в… …

    Художественная энциклопедия